ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЦЕНТРЕ
![](/graffiti/0/123123.jpg)
Подняться ввысь и расцвести, должны мы в жизнь его внести.
Доверьте будущим успехам, свободу играм и потехам,
Счастливой чтоб была семья, и детский сад, где есть друзья.
Нам нужно очень постараться:
Дать Детству в Детстве состояться!
Инновационным преобразованием Центра являются приоритетные направления по физическому и художественно-эстетическому развитию детей. Для реализации данных направлений созданы все необходимые условия. В Центре реализуется инновационная программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского.
Работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре. Имеется спортивный зал, оснащенный спортивным комплексом и спортинвентарем. В каждой группе установлены аппараты для очищения и ароматизации воздуха. Построена русская баня, где каждое лето для детей организуются закаливающие и оздоровительные мероприятия, для купания детей в летний период устанавливаются большие переносные бассейны.
На участке оформлен мини - стадион, где в летнее время дети постигают азы игры в волейбол, баскетбол, футбол, имеется прыжковая яма, бумы, цели для метания, беговая дорожка, флагшток, трибуны для болельщиков и награждений. В зимнее время года прокладывается лыжная трасса, заливается каток, строится сказочный городок из снега и льда. В Центре осуществлен запуск плавательного бассейна.
В целях укрепления и охраны здоровья детей утвержден стратегический план, который предусматривает охрану психического здоровья, оздоровление фитонцидами, профилактику заболеваемости, организацию двигательного режима, закаливание с учетом состояния здоровья, лечебно-оздоровительную работу, работу с детьми, имеющими плоскостопие и нарушение осанки.
Одним из условий сохранения и укрепления здоровья воспитанников является правильно организованное питание. Рациональное и правильно организованное питание во многом этому способствует. В учреждении созданы все необходимые условия для хранения и приготовления пищи. Хранение продуктов соответствует требованиям СанПиН, соблюдаются сроки реализации продуктов. Санитарно – гигиеническое состояние кухни хорошее. В ДОУ работает 2 повара. Организовано 3 – х разовое сбалансированное питание. Перечень предлагаемых блюд разнообразен. Ежедневно в меню включены мясные блюда, кисломолочная продукция. 2 раза в неделю дети получали фрукты. Систематически заполняется необходимая документация. Записи в бракеражном журнале готовой продукции свидетельствуют о том, что детям предлагается свежая и вкусная пища. Проводится ежедневная витаминизация блюд. Меню составляется на основе 10 – дневного меню, утвержденного отделом Роспотребнадзора.
Руководитель по физической культуре и педагоги формируют у детей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму. На базе Центра создано методическое объединение по физическому воспитанию для педагогов района.
Ведется работа спортивного кружка по программе «Старт». Физическая нагрузка на детей варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе показаний и наблюдением за их развитием.
Для проведения коррекционной работы по исправлению осанки и плоскостопия используется инновационная программа « Здоровый малыш» под редакцией Е.Н.Вареник. Занятия проводятся индивидуально, по подгруппам 2 раза в неделю, в первую половину дня, после основных занятий. Продолжительность занятий: средняя группа - 20 минут; старшая группа –25 минут; подготовительная группа - 30 минут.
Основное направление работы педагога-психолога в Центре направлено на развитие и при необходимости на коррекцию интеллектуальной, личностной, социально-волевой и эмоциональной сферы воспитанников, а также оказания консультативной помощи родителям и сотрудникам Центра. В работе педагог-психолог использует «Модифицированную программу по развитию когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста». Работа ведется с детьми старшего дошкольного возраста по 2 занятия в неделю, во второй половине дня, форма проведения подгрупповая и индивидуальная.
С детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, проводятся занятия с учителем-логопедом, направленные на формирование грамматически правильной речи, исправления недостатков звукопроизношения. Работа ведется с применением компьютерной программы «БОС – Здоровье».
Коллектив Центра развития ребенка уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. В 2008 году педагоги и медицинские работники Центра, на основании инновационной программы «Здоровый дошкольник», разработали здоровье сберегающую методику оздоровления детей в Центре. Методика разработана с учетом сезонности и климатических условий нашего района.
Первым направлением работы является комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей.
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в целостной системе здоровьесберегающей деятельности в Центре.
- Осмотр детей специалистами детской поликлиники.
- Регулярный осмотр детей медицинским персоналом Центра.
- Осмотр детей специалистами для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие).
- Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом Центра.
- Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.
• Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам, предложенным ХК ИРО.
- Распределение детей по группам здоровья.
- Оформление паспортов здоровья.
Второе направление – лечебно-оздоровительная работа, которая включает в себя организацию закаливающих и лечебно- оздоровительных мероприятий.
Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель- предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей.
Закаливающие мероприятия:
- Двигательная активность на воздухе.
- Воздушные ванны после сна.
- Ходьба босиком, по песку, гравию, камешкам, морской соли
- Ходьба по рефлексогенной дорожке.
- Обширное умывание.
- Контрастное обливание в русской бане в летний период.
- Солнечные ванны, игры с песком и водой.
Лечебно-оздоровительные мероприятия:
- Вакцинация, фармакотерапия, витаминотерапия, фитотерапия.
- Ароматерапия, фитонциды, лечебные коктейли.
- Физиотерапия.
- Лечебное полоскание зева.
- Коррекция плоскостопия и нарушения осанки.
- Различные виды массажа (точечный, артикуляционный, массаж рук и стоп)
- Различные виды гимнастики (дыхательная, пальчиковая, для глаз, звуковая).
- Оздоровительный режим дня.
Третье направление - физкультурно-развивающая работа
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности.
- Утренняя гимнастика, оздоровительный бег, гимнастика после сна.
- Физкультурные минутки, секционные занятия, индивидуальная работа.
- Физкультурные занятия, подвижные игры.
- Физкультурные развлечения, праздники, туризм.
- Самостоятельная двигательная активность.
Четвертое направление – психолого-педагогическая деятельность
Направлена на охрану психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное развитие каждого ребенка.
- Успешная адаптация детей к условиям Центра.
- Характер складывающихся отношений со сверстниками.
- Личностно- ориентированное взаимодействие с взрослыми.
- Рациональная организация жизнедеятельности ребенка.
- Построение коррекционно-развивающей среды, содействующей развитию индивидуальности ребенка
Пятое направление - включение здоровьесберегающих компонентов в организацию образовательного процесса
Модернизация образовательного процесса на основе внедрения единой комплексной образовательно-развивающей среды предполагает изменение стиля работы педагогов-специалистов Центра на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в различных видах детской деятельности:
- Музыкальную;
- Изобразительную;
- Театрализованную.
Шестым направлением является консультативно-информационная работа:
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников:
- Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий.
- Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе Центра по мероприятиям годового плана.
- Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов.
- Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников Центра, приглашенных специалистов;
- Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Седьмое направление – ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в Центре
Имеет немало важное значение в укреплении и сохранении здоровья детей (психического, физического и социального).
Включает в себя:
- Предметно-пространственное обеспечение.
- Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение.
- Кадровое обеспечение.
Оздоровительные, коррекционные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
Научно-методическое обеспечение программы - обязанность методического кабинета и заведующего Центра.
Контроль за выполнением здоровьесберегающей методики, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников проводит руководитель в порядке, установленном Уставом Центра.
Физкультурные занятия проводятся по подгруппам, сформированным на основании индивидуальных наблюдений за детьми и состояния их здоровья, с 10 минутным интервалом между занятиями. Старшая медсестра и врач осуществляют медико-педагогический контроль, проводят хронометраж занятий, спортивных развлечений и досугов. Моторная плотность занятий в среднем составляет 81,2% Общая плотность занятий 90%. Во время занятий проводится аэрофитотерапия.
В Центре разработан план мероприятий по укреплению здоровья для часто и длительно болеющих детей и профилактики простудных заболеваний.
Физкультурно-оздоровительная работа в Центре соответствует современным требованиям к организации и осуществлению процесса оздоровления и образования детей.