Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО, которая определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования.
И позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в дошкольных организациях.
- ПРИКАЗ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 №1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)" (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022г.№71847).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).
- Презентация ФОП ДО.
Педагогический коллектив Центра развития ребёнка ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, планом-графиком (дорожной картой) по переходу на ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО своей основной образовательной программы, рабочих программ не позднее 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по приведению ООП в соответствие с ФОП. В связи с этим МБДОУ ЦРР с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.
Приказ "О переходе на применение ФОП ДО в МБДОУ ЦРР".
План-график перехода к осуществлению образовательной деятельности по применению ФОП ДО в МБДОУ ЦРР.
Наименование реализуемых в МБДОУ ЦРР образовательных программ:
1. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Центра развития ребёнка.
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3-7 лет МБДОУ ЦРР.

Цель образовательной программы МБДОУ ЦРР является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Цель программы достигается через решение следующих задач:
Задачи ОП ДО:
-
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа;
-
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности;
-
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Созданы условия для разностороннего развития детей с 1 до 7 лет - детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках с учетом финансовых возможностей ДОУ.
Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Основные формы организации образовательного процесса:
-
совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непрерывной образовательной деятельности по освоению основной (образовательной) программы и при проведении режимных моментов;
-
самостоятельная деятельность воспитанников.
Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса.

Адаптированная образовательная программа МБДОУ ЦРР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022).
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
-
Предметная деятельность.
-
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
-
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
-
Познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
-
восприятие художественной литературы и фольклора;
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на музыкальных инструментах);
-
двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
-
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение для обучающихся с ТНР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
-
Является неотъемлемой частью Программы для обучающегося с ТНР вусловиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности.
-
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
-
Учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности. Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие обучающихся с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы ДОУ.
Программа определяет объем обязательной части Программы, который составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации Программы ДОУ. Система оценивания качества реализации программы ДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных ДОУ условий внутри образовательного процесса.